Сайт учителя начальных классов Красниковой Елены Яковлевны

обмен опытом "Словари на уроках русского языка как средство развития речи учащихся начальной школы"

 Оглавление

Введение

1.Особенности преподавания русского языка в начальной школе

1.1 Общая характеристика предмета «Русский язык»

1.2 Цели обучения

1.3 Современные проблемы в преподавании русского языка

2. Использование словарей на уроках русского языка в начальной школе. УМК «Перспективная начальная школа».

2.1 Содержание УМК «Перспективная начальная школа»

2.2 Этапы работы со словарями

2.3 Освоение словаря как особой книжки

2.4 Содержание, методические проблемы и принципы организации при обучении работы с обратным словарем

Заключение

Список литературы


 

 


Введение

 

Начальная школа – самоценный, принципиально новый этап в жизни ребенка: он начинает систематическое обучение в образовательном учреждении, расширяется сфера его взаимодействия с окружающим миром, изменяется социальный статус и увеличивается потребность в самовыражении.

Начальное образование имеет свои особенности, резко отличающие его от всех последующих этапов систематического школьного образования. В этот период идет формирование основ учебной деятельности, познавательных интересов и познавательной мотивации; при благоприятных условиях обучения происходит становление самосознания и самооценки ребенка[1].

Образование в начальной школе является базой, фундаментом всего последующего обучения. В первую очередь, это касается сформированности общих учебных умений, навыков и способов деятельности, на которых лежит существенная доля ответственности за успешность обучения в основной школе. Уровень их развития определяет характер познавательной деятельности школьника, его возможности целесообразно и целенаправленно ее организовывать, владеть речевой деятельностью и способами работы с информацией и т.п.

Опираясь на природную детскую любознательность, потребность самостоятельного познания окружающего мира, познавательную активность и инициативность, в начальной школе создается образовательная среда, стимулирующая активные формы познания: наблюдение, опыты, обсуждение разных мнений, предположений, учебный диалог и пр. Младшему школьнику должны быть предоставлены условия для развития способности оценивать свои мысли и действия как бы «со стороны», соотносить результат деятельности с поставленной целью, определять свое знание и незнание и др. Эта способность к рефлексии – важнейшее качество, определяющее социальную роль ребенка как ученика, школьника[2].

Особенностью содержания современного начального образования является не только ответ на вопрос: что ученик должен знать (запомнить, воспроизвести), но и набор конкретных способов деятельности – ответ на вопрос: что ученик должен делать, чтобы применять (добывать, оценивать) приобретенные знания. Таким образом, наряду со «знаниевым» компонентом (функциональной грамотностью младшего школьного – умением читать, писать, считать), в программном содержании обучения должен быть представлен деятельностный компонент, что позволит соблюсти «баланс» теоретической и практической составляющих содержания обучения.

В младшем школьном возрасте продолжается социально-личностное развитие ребенка. Этот возрастной период характеризуется появлением достаточно осознанной системы представлений об окружающих людях, о себе, о нравственно-этических нормах, на основе которых строятся взаимоотношения со сверстниками и взрослыми, близкими и чужими людьми. Самооценка ребенка, оставаясь достаточно оптимистической и высокой, становится все более объективной и самокритичной. Уровень сформированности всех этих личностных проявлений в полной мере зависит от направленности учебного процесса на организацию опыта разнообразной практической деятельности школьников (познавательной, трудовой, художественной и пр.). Необходимо не только предъявлять ребенку информацию, но также вырабатывать у него элементарные умения самообразования и творческого применения полученных знаний. Именно этот аспект обучения в начальной школе дает основание для утверждения гуманистической, личностно-ориентированной направленности процесса образования младших школьников.

Актуальность этой темы проявляется ещё и в том, что в практике начальной школы используются разные пособия. Следовательно, нужно понимать не только общие подходы к вопросам обучения орфографии, но и учитывать специфику каждой системы, программы, учебника. Каждый учитель должен организовать работу на уроках русского языка так, чтобы ребенок в процессе обучения учился размышлять, анализировать, сравнивать, самостоятельно делать выводы. А для этого ему нужен богатый словарный запас, хорошо развитая связная речь.

В исследовании я попыталась раскрыть сущность работы со словарями на уроках русского языка, направленной на развитие речи учащихся, на обогащение их словарного запаса.

Цель работы: рассмотреть использование словарей на уроках русского языка в начальной школе.

Задачи:

1. Рассмотреть особенности преподавания русского языка в начальной школе.

2. Изучить возможности использования обратного словаря на уроках русского языка в начальной школе.

3. Провести анализ работы на уроках русского языка с использованием словаря в начальной школе.

4. Сделать выводы.

Объект исследования –словари.

Предмет исследования – обратные словари на уроках русского языка в начальной школе.

Методы исследования:

1. Изучение теоретической литературы по теме.

2. Анализ практической работы с обратным словарем на уроках русского языка в начальной школе.


1. Особенности преподавания русского языка в начальной школе

1.1 Общая характеристика предмета «Русский язык»

Учебный предмет «Русский язык» занимает ведущее место в начальном обучении, поскольку направлен на формирование функциональной грамотности младших школьников. Успехи в изучении русского языка во многом определяют качество подготовки ребенка по другим школьным предметам.

Обучение русскому языку в начальной школе представляет собой первоначальный этап системы обучения родному языку. На данном этапе осуществляется не только подготовка к изучению языка (период обучения грамоте), но и изучение языка на понятийном уровне, доступном детям 6–10 лет. Специфика начального курса русского языка заключается в его тесной взаимосвязи с литературным чтением. Эти два предмета представляют собой единый филологический курс, в котором изучение родного языка сочетается с первоначальным литературным образованием и обучением чтению.

Изучение русского языка в первом классе начинается интегрированным курсом «Обучение грамоте»; его продолжительность (приблизительно 24–26 учебных недель, 9 час в неделю) определяется темпом обучаемости учеников, их индивидуальными особенностями и спецификой используемых учебных средств. В обучении грамоте различаются три периода: добукварный – подготовительный; букварный – основной, послебукварный – завершающий. Последовательность работы, характер упражнений на каждом из этапов обучения грамоте определяются закономерностями звукового аналитико-синтетического метода. Обучение письму идет параллельно с обучением чтению, с учетом принципа координации устной и письменной речи. Дети овладевают начертанием новой буквы, учатся соединять ее с ранее изученными буквами, упражняются в письме буквосочетаний в слогах, словах, предложениях, небольших текстах.

Основа элементарного графического навыка формируется наряду с речевыми умениями, обогащением и активизацией словаря, становлением и развитием фонематического слуха, а также грамматико-орфографической пропедевтикой.

После курса «Обучение грамоте» начинается раздельное изучение русского языка и литературного чтения. Обучение русскому языку после периода обучения грамоте основывается на усвоении существенных признаков морфологических, синтаксических, словообразовательных понятий, на установлении связей между признаками понятий, на установлении связей между понятиями. В целом начальный курс русского языка представлен как совокупность понятий, правил, сведений, взаимодействующих между собой и являющихся основой для интеллектуального и коммуникативного развития детей. Таким образом, курс имеет когнитивно-коммуникативную направленность, что предполагает привнесение коммуникативной мотивации в рассмотрение различных разделов и тем курса, пристальное внимание к значению всех языковых единиц, к их функции в речи. Усиливается объяснительный аспект описания системы языка, обучение культуре речи, формирование коммуникативных умений и навыков в ситуациях, актуальных для практики общения младших школьников, овладение реальными речевыми жанрами (записка, письмо, аннотация и т.п.)[3].

В начальной школе орфография не выделяется в качестве специального раздела программы. Орфографические правила рассматриваются в системе изучения фонетики, морфологии, морфемики. Предусматривается знакомство учащихся с различными принципами русского правописания (без введения терминологии).

Формирование четкого, достаточно красивого и быстрого письма происходит в процессе специальных упражнений, которые могут проводиться на отдельных уроках по каллиграфии (1 час в неделю) или как часть урока русского языка. Закрепление гигиенических навыков письма, развитие мелких мышц и свободы движения руки, отработка правильного начертания букв, рациональных соединений, достижение ритмичности, плавности письма составляют задачи занятий по каллиграфии и решаются в системе работы над группами букв в порядке усложнения их начертания.

Преобладание работы над письменной речью (её развитие у младших школьников отстает от развития устной речи на всем протяжении начальной школы) требует проведения достаточного количества письменных упражнений разных видов и представления их в системе от простого к сложному, индивидуализации и дифференциации обучения.

1.2 Цели обучения

Изучение русского языка в начальной школе направлено на достижение следующих целей:

1. развитие речи, мышления, воображения школьников, способности выбирать средства языка в соответствии с условиями общения, развитие интуиции и «чувства языка»;

2. освоение первоначальных знаний о лексике, фонетике, грамматике русского языка; овладение элементарными способами анализа изучаемых явлений языка;

3. овладение умениями правильно писать и читать, участвовать в диалоге, составлять несложные монологические высказывания;

4. воспитание позитивного эмоционально-ценностного отношения к родному языку, чувства сопричастности к сохранению его уникальности и чистоты; пробуждение познавательного интереса к родному слову, стремления совершенствовать свою речь.

 


1.3 Современные проблемы в преподавании русского языка

Перед обществом остро стоит проблема создания нормальной духовной среды для развития ребенка. Русский язык относится к тем предметам, результаты изучения которого и владение им определяются не только школьным обучением, но в значительной мере и обществом, в котором живет ребенок, окружающей его языковой и нравственно-эстетической средой. Сложившаяся в современном обществе языковая среда не способствует воспитанию чувства любви к русскому языку, трепетного, патриотического отношения к нему. Только школа, только учитель не могут переломить эту ситуацию. Требуются государственные меры, чтобы защитить язык страны от бессмысленного наплыва американизмов, вульгарных и пошлых речевых штампов, усиленно насаждаемых средствами массовой коммуникации.

Однако современное состояние речевой культуры обусловлено не только социально-политическими причинами, но и просчетами в преподавании дисциплин филологического цикла в целом и в частности в преподавании русского языка:

1. Изучение литературы происходит по сложившейся традиции автономно, не всегда согласуется содержание и структура дисциплин филологического цикла.

2. Недостаточно реализуются воспитательные возможности предмета «Русский язык».

3. По-прежнему доминирующим в практике преподавания русского языка остается правописно-орфографическая направленность.

4. Используемые методы преподавания русского языка в общеобразовательных учреждениях не всегда в достаточной степени ориентированы на развитие творческих способностей учащихся[4].


2. Использование словарей на уроках русского языка в начальной школе. УМК «Перспективная начальная школа».

2.1 Содержание УМК «Перспективная начальная школа»

Если у маленького школьника обращение к тому или иному словарю (в зависимости от возникшей проблемы) стало входить в привычку, есть основания считать, что заложены основы для воспитания культурного человека, готового и умеющего ставить перед собой лингвистические вопросы и осознанно искать на них ответы. Если же в начальных классах это не сделано, едва ли возникший пробел в дальнейшем удастся полноценно восполнить. Таким образом, от последовательности, системности приобщения младших школьников к доступным им по возрасту словарям во многом зависит успех последующего формирования, соответствующего общеучебного умения, важного для развитой личности.

Но мы уверены: пока последовательное, целенаправленное приобщение детей к использованию различных видов словарей не будет обеспечено системой работы, заложенной непосредственно в школьных учебниках русского языка, нам не удастся решить проблему – забота о ее решении будет уделом отдельных учителей.

Что же, на наш взгляд, следует включать в учебники для начальных классов, чтобы выполнить имеющийся социальный заказ? Прежде всего, в них должны быть представлены различные виды словарей, позволяющие адресовать к ним учеников в связи с обсуждением разных сторон языка и речи. Кроме того, необходима система заданий, обеспечивающих как мотивацию и обучение пользованию тем, или иным словарем, так и накопление соответствующего практического опыта, приучение к самостоятельному выполнению освоенных действий.

Я работала по традиционной программе. А сейчас, 6-ой год работаю по УМК «Перспективная начальная школа».

Эта программа одна из первых воплотившая в жизнь требования нового Федерального компонента государственного образовательного стандарта начального общего и нового базисного учебного плана.

Отныне приоритетом начального общего образования становится формирование познавательной, речевой, организационной деятельности и приёмов работы с информацией независимо от конкретного содержания того или другого учебного предмета.

Новая программа разработана в соответствии с теми принципами, которые сформулированы в концепции системы «Перспективная начальная школа» (т.е. принципами развивающего обучения, которые сочетаются с традиционным принципом прочности).

У меня появилась возможность сравнить работу учителя по этому комплекту (программе) с традиционной, а также результат работы – развитие детей, умения, навыки, способности.

Работать по данному УМК легко, потому что всё под рукой: учебники, словари, рабочие тетради (на печатной основе), методические рекомендации. Материала очень много, но данный материал «берёт» не столько количеством, сколько качеством подачи материала.

Работа ведётся в системе. Начатое в 1-ом классе успешно реализуется, углубляется, совершенствуется в последующих 2 - 4 классах.

То, что используется в УМК необходимо и достаточно для формирования общеучебных умений и навыков (работать с оглавлением книги, с содержанием учебника, со словарями, с различными источниками информации)

Ещё хотелось отметить такую закономерность. Обычно традиционно (ОБРАЩЕНИЕ К СЛУШАТЕЛЯМ) в начале изучения какой-либо орфограммы, всё идёт хорошо, всё понимают, но вот когда тему прошли, изучили другую, материал первый уже забыт. А вот в данном УМК орфограмма не бросается, а к ней приходится возвращаться много раз, что дает возможность не задумываться самому учителю о системе повторения.

Одной из особенностей уроков по данному УМК является оснащение их различными источниками информации. При работе с простейшим лингвистическим материалом учащиеся используют приемы анализа, синтеза, группировки, классификации, обобщения, самостоятельно формулируют выводы на основе языковых наблюдений.

Если в начальной школе, как правило,  был практически один словарь – орфографический словарь П. А. Грушникова, то сейчас для решения орфографических и орфоэпических задач, а также для задач развития речи в УМК «Перспективная начальная школа» предусмотрены учебные словари: - Толковый словарь, Фразеологический словарь(словарь устойчивых выражений), Обратный словарь, Орфографический словарь(словарь «Пиши правильно»), Орфоэпический словарь(словарь «Произноси правильно»), Этимологический словарь(словарь происхождения слов), Словообразовательный словарь.

Использование разнообразных словарей обусловлено ещё и тем, что часто в классе обучаются дети с разным уровнем владения русским языком, с большим количеством логопедических проблем. Одновременно на протяжении всех четырех лет обучения в начальной школе ставится задача привлечь внимание детей к лексической стороне и к лексическим оттенкам слова, обогатить словарный состав речевой деятельности обучающихся, познакомить детей со словами – синонимами, и словами – антонимами, явлением многозначности, дать понятия «новых» и «устаревших» слов. В этом помогут словари русского языка, входящие в УМК.

2.2  Этапы работы со словарями

 В работе со словарями выделяют три этапа:

 

1. Подготовительный

2. Начальный

3. Основной.

Подготовительный этап

Основная цель подготовительного этапа состоит в том, чтобы подготовить каждого ребенка в классе к обращению со словарем как со своим помощником и советчиком. Эта цель реализуется посредством решения следующих задач:

· освоение алфавита как строгой последовательности букв,

· освоение словаря как особой специальной книги учебного характера.

Начальный этап

Основная цель – сформировать у детей первоначальные умения пользоваться словарем.

На начальном этапе продолжается решение задач подготовительного этапа (освоение алфавита и освоение словаря как учебной книги).

Углубляется представление о словаре как о книге справочного характера.

Формируется первоначальное представление о разных видах языковых (лингвистических) словарей и о назначении каждого из них:

Основной этап

Основной этап связан с обучением детей во 2-4 классах.

Главные цели:

· сформировать представления о разных видах лингвистических словарей

· воспитать умение и привычку обращаться к словарю за помощью и советом.

Продолжается решение задач предыдущих этапов. Дети приучаются пользоваться словарями: а) как справочниками, б) как альтернативным учебным пособием по русскому языку.

В первом случае ребенок научится выбирать из словарей соответствующую информацию по заданию учителя и в ходе самостоятельного обращения со словарем. Во втором – обращается к словарям для освоения любой программной темы.

2.3 Освоение словаря как особой книжки

 

Элементарное знакомство со словарем во втором классе осуществляется постепенно на ряде уроков. Осваиваются все стороны книги: содержательная, структурная, формальная. Дети узнают, что содержание словаря составляет перечень слов в строго определенном порядке. Обязательно проводится знакомство с обложкой и со всеми ее элементами: заглавие книги, символика, характерная для всех учебных словарей: А-Я. Ученики получают представление о странице словаря, о ее структуре.

Первый урок русского языка во 2 классе называется «Главное сокровище библиотеки Анишит Йокоповны». Это урок знакомства со словарями. Авторы предопределяют отношение к словарям в самом названии темы.  Учащимся предлагается задание: открой страницу «Содержание», найди раздел «Словари». Посмотри, какие словари здесь есть. Как они называются? В ходе выполнения заданий дети знакомятся со словарями и их условными обозначениями, получают представление о значимости словарей в их жизни.

Первый словарь, с которым знакомятся дети Толковый словарь  (2кл. Ч1.Стр.6). «Толковый словарь» помогает объяснить значения трудных слов. Очень хорошо продумана работа по знакомству со строением словаря. Опираясь на знания алфавита, на следующем уроке вводится Обратный словарь.  Дети узнают особенности строения данного словаря. 3-й урок - знакомство со словарями «Пиши правильно» и «Произноси правильно». Словарь «Пиши правильно» содержит словарные слова. Все словарные слова обыгрываются в виде рисунков-ассоциаций, которые учеником легко запоминаются в тетрадях, а потом эти слова появляются в словаре. 4-й урок  - словарь происхождения слов. Словарь происхождения слов позволяет посмотреть на орфограмму с точки зрения происхождения. Словарь Устойчивых выражений» помогает использовать в речи фразеологические обороты. Этими словарями пользуются учащиеся на уроках русского языка и литературного чтения.

На протяжении всех 3 лет работы со словарями формулировка заданий усложняется, и названия словарей изменяется.

В работе со словарями даётся развернутая формулировка заданий вместе с указанием организационных форм их выполнения (паре, сам - но).

4 КЛАСС СТР.73 УПР.68

4 КЛАСС СТР.78 УПР.77

3 КЛАСС СТР. 42 УПР. 36 (есть выбор у ученика)

3 КЛАСС СТР. 43-44 УПР. 38

Знакомясь с частями речи, многозначностью слов, прямым и переносным значением слов учащиеся обращаются к толковому словарю. Например, в 3 классе.

3 КЛАСС СТР. 26-27 УПР.19

3 КЛАСС СТР. 33 УПР. 25

3 КЛАСС СТР. 37 УПР. 31

3 КЛАСС СТР. 45 УПР. 39

3 КЛАСС СТР. 49 УПР. 43

Вопросы организуют поисковую деятельность детей. Механизм возвращения к информации даёт возможность проверить, умеют ли это дети делать. Для всех ребят важен источник общения, снимается страх, барьер между письменной и устной речью.

В конце 4 класса в учебниках русского языка даются олимпиадные задания.  Выполняя их, дети показывают, в том числе и свою речь (письменно) и те навыки, которые у них сформированы.

А сейчас, я хочу остановить свое внимание на словаре, с которым вы не встречались в жизни. Обратный словарь. Вот уже где достоинств много! Подбор задания, как интересная мыслительная задача для каждого ребенка, проблема самостоятельного поиска, добывание знаний и обобщение их.

4 КЛАСС СТР. 86-87 УПР. 86-87

При помощи Обратного словаря учащиеся самостоятельно выполняют работу над ошибками, пользуясь инструкцией на форзаце учебника.

На всех этапах словари используются в качестве средства осуществления межпредметных связей в обучении младших школьников.

Предусмотрена система взаимных перекрестных ссылок между учебниками. Каждый из них имеет специфичные для своей образовательной области словари. Это дает каждому ученику возможность приобрести в процессе учебы навык работы с представленными словарями. Например, на уроке литературного чтения в 3 классе, дается задание: найди слово БАСНЯ в словаре происхождения слов. Что интересного тебе удалось узнать?

В хрестоматии по окружающему миру создан «Иллюстрированный словарик», в котором очень ярко, доступно, подробно дается описания растений, животных познавательного характера. Здесь же дан рисунок. Словарь, действительно, превращается в друга, у которого узнаешь много интересного. В словаре в конце учебников 2-4 классах «Наш мир» ребята могут быстро и легко получить необходимую информацию для точности употребления слов: Вселенная, комета, астроном и т.д. А еще на страницах учебника размещены иллюстрации. Открываем конец учебника и читаем подписи к ним с подробным описанием.

В учебнике «Русский язык. Часть 2» представлен биографический словарь, где даются биографические сведения об авторе для составления сообщения о жизни и творчестве писателя или поэта.

В учебнике «Математика» представлен словарь математических понятий и терминов.

На примере работы с различными словарями можно проследить основной прием: создание ситуации новизны.  Работая со словарями в УМК «Перспективная начальная школа» у обучающихся формируется понимание, а не заучивание, того, как и почему образуются новые слова, изменяются, сочетаются с другими словами, в чем их грамматический и коммуникативный смысл.

Прекрасно выстроена работа по развитию речи детей. Так, по русскому языку есть отдельная 2 часть (во 2-4 классах), посвящённая развитию речи. Сначала ученики работают с текстом, знакомятся с различными видами текстов, начиная с устных форм работы (изложения, сочинения по картине) постепенно переходят к письменным формам работы (изложениям, сочинениям).  Речь детей развивается. Учащиеся умело пишут изложения, сочинения разных видов: описания, рассуждения, повествования; описывают картины, фотографии.

С помощью комплекта у детей сформированы общеучебные навыки, благодаря этому им легче будет учиться в среднем звене.

Данный комплект- это инструмент, который позволяет осуществить требования стандарта. Дети умеют анализировать, исправлять свои ошибки, делать сообщения из разных источников, переписываться и т.д.

Они научились учиться – это развивающий эффект на лицо!

Вся работа со словарями способствует формированию у обучающихся познавательной деятельности. Работа по обогащению словаря учащихся лексикой человеческих отношений имеет большое значение для формирования навыков письма, для предупреждения орфографических ошибок письменной речи детей.  В результате освоения предметного содержания, заложенного в комплекте, работы с различными словарями, каждый ученик получает возможность приобрести общие учебные умения и навыки, овладеть способами деятельности, которые соответствуют требованиям государственного образовательного стандарта.

2.4 Содержание, методические проблемы и принципы организации при обучении работы с обратным словарем

Использование обратного словаря русского языка на уроках является необычным, хотя именно обратный словарь дает огромные возможности для решения грамматических задач.

Обратный словарь подчиняется алфавитному принципу расположения слов, но это алфавитный порядок не по началу, а по концу слов. Так, слова редиска, киска, миска, записканеобходимо искать на букву А. Более того, в обратном словаре, где все слова выровнены не по левому, а по правому краю, все эти слова находятся в таком порядке: 

редиска

киска

миска

записка

Стоит обратить внимание на 5-ю букву от конца: в ситуации, когда во всех словах ряда четыре буквы от конца одинаковые, именно по пятой букве слова будут выстроены в алфавитном порядке. Или посмотрите на группу слов, которые нужно искать на букву Д:

ход

заход

  обход

вход

подход

Обратите внимание на 4-ю букву от конца в каждом слове – вы обнаружите алфавитный ряд: а, б, в, д.

Чем замечателен обратный словарь для преподавателя русского языка?

Поскольку в русском языке суффиксы играют огромную роль в словообразовании, а окончания – в словоизменении, поскольку очень важно наличие словаря, где слова со сходными грамматическими характеристиками окажутся рядом. Именно таким словарем является «Обратный словарь». Выстраивая слова по концу слов, он группирует их по грамматическим признакам. Все существительные с одним и тем же суффиксом (-к,-ек, -ик, -ник, -ниц, -тель и т. д.) оказываются рядом в пределах одной группы. Все глаголы с определенным суффиксом (-а, -е, -и, -я; -ть и т.д.)оказываются собранными в одном месте. То же касается прилагательных и наречий.

Огромную помощь Обратный словарь оказывает учителю при изучении словообразования; большие совокупности слов, имеющие сходный состав, оказываются непосредственно обозримыми.

Обратный словарь позволяет учителю быстро подобрать примеры для заданий и упражнений, слова для словарного диктанта по любой орфографической проблеме.

Как используется обратный словарь именно во втором классе? Покажу это на примере освоения орфограммы парные звонкие глухие согласные на конце и в середине слова.

Пример задания. «Открой Обратный словарь на букву –А. Найди слова, оканчивающиеся на –дка. Как ты думаешь, в чем трудность написания этих слов? Выпиши 10 любых слов не подряд. Пяти из них дай проверку: будка – будочка. Найди чуть дальше слова на –тка. Выпиши 10 слов, для пяти из них напиши проверку: утка – уточка. Составь из слов, основа которых оканчивается на –дка и

–тка, диктант».

Точно также можно работать со словами, оканчивающимися на В и Ф, Г и К и т. д.

Можно попросить отыскать слова на б-п, -бка, -пка, -бчик; в-ф, -вка, -вчик; г-к, -гко; д-т, -дчик, -дка, -тка; з-с, -зка, -ска; ж-ш, -жка, -шка и т.д.

При определении написания слов мужского и женского рода с щипящими на конце можно последовательно смотреть слова, основа которых оканчивается на –ч и –чь, -ш и -шь, -щ и –щь, -ж и –жь – с тем, чтобы выявить закономерность. Например: «Открой Обратный словарь  на букву Ч. Есть ли среди слов-названий предметов, основа которых оканчивается на Ч, слова женского рода? Слова среднего рода? Какого рода все эти слова? Выпиши пять любых слов. Открой Обратный словарь на букву –Ь. Найди  слова-названия предметов, основа которых оканчивается на –ЧЬ. Выпиши пять любых слов. Какого рода все эти слова? Какой вывод ты можешь сделать о работе Ь:

а) Ь обозначает мягкость конечного согласного;

б) Ь показывает, что все слова-названия предметов – женского рода.

Какой вывод сделаешь  о написании слов мужского и женского рода, основа которых заканчивается на –Ч и –ЧЬ?»

Обратный словарь позволяет работать с проблемами определения рода существительных и выяснения родового набора окончаний. Например: «Маша считает, что только слова женского рода могут оканчиваться на –а. Открой Обратный словарь на букву –А. Найди слова, оканчивающиеся на шка. Нет ли среди них слов мужского рода? Маша обнаружила 9 таких слов (парнишка, сынишка, братишка, зайчишка и т.д.). А ты?» Или: «Миша сказал, что только у слов мужского рода бывают нулевые окончания. Открой Обратный словарь на букву -Ь. Отыщи слова, оканчивающиеся на ль. Ты соглашаешься с тем, что у всех этих слов нулевое окончание? Просмотри их. Есть ли среди них слова женского рода? ( Дети обнаруживают слова шаль, сталь и т. д.) Посмотри также слова, основа которых оканчивается на –нь. (Дети обнаруживают слова тень, ткань, лень, сирень и т.д.) Какого они рода: только ли мужского? К какому выводу ты придешь? Ты соглашаешься с мнением Миши?»

Безусловно, обращение к Обратному словарю каждый год обучения русскому языку (во 2-м. в 3-м и 4-м классах) меняет и расширяет его состав: сохраняя общий принцип расположения материала, словарь включает только те слова и блоки слов, которые позволяют решать конкретные грамматические задачи.

Кроме тех заданий, которые есть в учебнике, учителю дополнительно предлагается большое количество заданий по «Обратному словарю» в методическом пособии.

Заключение
В заключение следует отметить, что опыт решения педагогических задач с помощью УМК «Перспективная начальная школа» должен позволить школьнику перейти в среднюю школу с большим багажом всех необходимых знаний для дальнейшего обучения. Исключительно важно, что в данном комплекте ставятся задачи раскрытия способностей человека, удовлетворения его разнообразных образовательных потребностей, гармонизации отношений личности общества, окружающей среды. Также, формирования у обучающихся эстетически богатого мировоззрения, высокой духовности, культуры и творческого мышления.

Список литературы

1. Аксенова Л.А. В поисках методики, способствующей повышению орфографической грамотности учащихся // Начальная школа. – №7. – 2003.

2. Алгазина Н.Н. Методика обучения непроверяемым написаниям. – М.: Просвещение, 1977. – 152 с.

3. Алдакаева Н.Г. Работа над ошибками // «Русский язык в школе». – 1999. – №5. С. 39–40.

4. Аргунова О.В. Словарная работа на уроках русского языка как один из путей развития речи и обогащения словарного запаса учащихся // Материалы научно-практической конференции. – М.: Издательский дом «Первое сентября», 2004. – 478 с.

5. Болотов В.А. О преподавании русского языка в общеобразовательных учреждениях // Мир русского слова. – №02. – 2002.

6. Болтасева Т.А. Словарная работа на уроках русского языка // Начальная школа. – №8. – 1999.

7. Бондаренко А.А. Учим русскому языку по-новому! // Сибирский учитель. – №6. – 1999.

8. Бондаренко С.М. Урок-творчество учителя // Серия «Педагогика и психология». – «Знание». – №3. – 1984.

9. Бондаренко С.М. Работа над ошибками в начальной школе // Серия «Педагогика и психология». – «Знание». – №3. – 1984.

10. Вакулина И.А. Пути формирования орфографической зоркости // Материалы научно-практической конференции. – М.: Издательский дом «Первое сентября», 2004. – 478 с.

11. Ипполитова Н.А. Развитие речи и повышение грамотности // «Русский язык в школе». – 1997. – №5. С. 8–15.

12. Каленчук М.Л. и др. Русский язык: 2 кл.: Учебник: В 3 ч. / М.Л. Каленчук, Н.А. Чуракова, Т.А. Байкова. – М.: Академкнига/Учебник, 2005

13. Кулыгина М.П. Выработка орфографической зоркости и навыков грамотного письма // «Русский язык в школе». – 1989. – №2. С. 34–36.

14. Молокова З.Н. Словарная работа на уроках русского языка – один из путей повышения языковой культуры учащихся // «Русский язык в школе». – 1998. – №2. С. 32–35.

15. Охлопкова М.Ю. Некоторые приемы работы со словарными словами на уроках русского языка // Материалы научно-практической конференции. – М.: Издательский дом «Первое сентября», 2004. – 478 с.

16. Пономаренко О.В. Виды словарной работы на уроках русского языка // Начальная школа. – №5. – 2001.






31 марта 2017 в 17:27

Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.