Сайт учителя начальных классов Красниковой Елены Яковлевны
Конспект занятия «Автоматизация звука Р»Конспект индивидуального логопедического занятия Тема: «Автоматизация звука [Р]» Цель: автоматизировать звук [Р] в речи. Задачи: Коррекционно-образовательные: продолжать вырабатывать умение давать характеристику звука [Р]; продолжать учить составлять распространенные предложения; формировать умение давать грамматически правильный и полный ответ. Коррекционно-развивающие: подготовить органы артикуляции к артикуляционному укладу звука [Р]; продолжать вырабатывать и закреплять кинестетические ощущения от произнесения этого звука; развитие артикуляционной моторики; развитие фонематического слуха; активизация словаря. Коррекционно-воспитательные: воспитывать любовь к природе. Лексика: ветер, гром, гроза, радуга. Оборудование: Зеркала; картинки с артикуляционными упражнениями; таблица с обозначением акустической характеристики звуков; картинка для автоматизации изолированного звука [Р]; карточка со слогами; картинки, в названиях которых имеется звук [Р]. Ход занятия: I. Организационный момент. - Здравствуй, садись. - Успокаиваемся, настраиваемся на занятие. II. Артикуляционная гимнастика. - Сядь ровно, плечи расправь. - Положи руки на стол, чтобы они не мешали. - Смотри на себя в зеркало. - Делаем упражнения: 1) Общие упражнения: 1. «Удивились – рассердились» (чередуем до 5 раз). 2. «Надули щеки – сдули щеки» (чередуем до 5 раз). 3. «Трубочка – улыбочка» (чередуем до 5 раз). 4. «Построили заборчик – убрали» (чередуем до 5 раз). 5. «Лопаточка - иголочка» (чередуем до 5 раз). 6. «Качели» - дотягиваемся языком попеременно до верхних и нижних зубов (язычок за зубками): «Верх – вниз, вверх – вниз…» - Молодец, отдохни. 2) Специальные упражнения, подготавливающие артикуляционный аппарат к произнесению звука [Р]: 1. - Сделаем упражнение «Дворник»: широко открыли ротик и кончиком языка поглаживаем верхние зубки изнутри (под счет до 10 по 3 - 5 подходов). - Молодец. 2. – А сейчас сделаем упражнение «Маляр»: широко открыли рот, кончиком языка поглаживаем «небушко» (верхнее небо) от верхних зубов как можно дальше к горлышку и обратно, так чтобы «небушку» было щекотно (10 раз по 3 - 5 подходов). - Молодец, отдохни. 3. - Упражнение «Грибочек»: оскал, присасываем кончик и спинку широкого языка к твердому небу и удерживаем в этом положении (под счет до 10). 4. – Выполним упражнение «Гармошка»: делаем все также как и при выполнении упражнения «Грибочек», но открываем и закрываем рот (под счет до 10). - Молодец, отдохни, проглоти слюну. III. Сообщение темы занятия. - Отгадай загадки: 1. Пыль поднимает, деревья качает. Воет – завывает, С деревьев листья срывает, Тучи разгоняет, волны поднимает. (Ветер) 2. Вот по небу мчится конь – Из-под ног летит огонь. Конь копытом бьет могучим И раскалывает тучи. Так он тяжело бежит, Что в низу земля дрожит. (Гром) 3. Нашумела, нагремела, Все промыла и ушла, И сады и огороды Всей округе полила. (Гроза) 4. Что за чудо – красота! Расписные ворота Показались на пути!.. В них ни въехать, ни войти. (Радуга) - Что такое ветер, гром, гроза, радуга? (Природные явления) - Когда эти природные явления бывают? (Весной, летом, осенью) - Какой звук чаще всего встречается в этих словах? (Звук [Р]) - Назови слова, в которых звук [Р] стоит: - в начале слова; - в середине слова; - в конце слова. - Сегодня мы будем работать со звуком [Р] и стараться всегда правильно произносить его. IV. Автоматизация изолированного звука. - Посмотри на картинку и произнеси звук [Р], как будто бы рычит рысь (по-разному). По картинке ведет пальцем и произносит звук [Р] (плавно, прерывисто, медленно и т.д.) V. Характеристика звука. - Когда мы произносим звук [Р]: - в каком положении находятся губы? (в улыбке); - а зубы? (их видно); - что делает язычок? (упирается в верхние бугорки, дрожит); - что происходит с голосовыми складками? (они вибрируют). - Дай характеристику (акустическую) звука [Р]: - звук [Р]: согласный (т.к. воздух при произнесении встречает преграду); звонкий (т.к. голосовые связки вибрируют) и твердый. VI. Задание на развитие фонематического слуха. - Если услышишь звук [Р] среди других звуков, подними руку: А, о, Р, у, л, Р, д, л, Р, д, Р.- Если услышишь, звук [Р] среди слогов, которые я произнесу, хлопни в ладоши: Ро, ры, су, ур, фо, до, па, Ра, ад, Ир, ил, ор, ол.VII. Автоматизация звука [Р] в слогах. - Запиши в тетради столько слогов со звуком [Р], сколько я прохлопаю (4 раза) ( записывает любые 4 слога). - Назови их. - Повтори цепочку слогов: Ро-Ру-Ро ИР-уР-иРКро – гро Ра- Ра-РыоР-яР-оРТрэ - дрэ - Прочитай слоги (всегда первый столбик соединяется со вторым): О Я Э Р А И Р Р Ы У Ы О VIII. Автоматизация звука [Р] в словах и предложениях: - Посмотри на картинки, назови их. - Выбери 5 наиболее понравившихся тебе картинок и составь с каждой предложение. IX. Итог занятия. - С каким звуком мы сегодня работали? (Со звуком [Р]) - Дай характеристику звука [Р]. - Вспомни и назови слова с этим звуком. Отмечается работа ребенка на занятии. - До свидания. 13 февраля 2022 в 14:41
Прикреплённые файлы:Документ: Конспект занятия «Автоматизация звука Р» Описание файла:Файл называется: konspekt-zanjatija-avtomat-zvuka-r_3fadq.docx Это официальный файл организации «Сайт учителя начальных классов Красниковой Елены Яковлевны», в нём содержится Конспект занятия «Автоматизация звука Р». Размер файла: 0,02 Мегабайт. Скачать файл |
Сайт размещён на портале МААМ. Используя МААМ принимаете Соглашение и Обработку данных.